| Курсы английского онлайн
Добрый день, хочу похвалить всех слушателей своих курсов английского онлайн за терпение, которое вы проявляете в изучении текущей темы уроков по английскому языку. Я прекрасно понимаю, что изучение конспекта урока по английскому может показаться нудным делом, однако в реальных ситуациях общения простое предложение в Present Indefinite окажется тем незаменимым инструментом, который поможет вам спросить дорогу на английском, позволит сделать перевод текста по английскому языку и сориентироваться в самых разных жизненных обстоятельствах. Причем мои курсы английского онлайн - это не сухая грамматика английского языка в таблицах и схемах из учебника английского языка, а совершенно реальные ситуации. Сегодня мы разберем еще один типичный случай употребления The Present Simple Tense - описание сложившихся семейных традиций в Present Indefinite.
Один из основных навыков в изучении английского языка, которому мы уделяем особое внимание при обучении на курсах английского онлайн, - это умение задать общий вопрос в английском языке к любому предложению. Во-первых, находясь за рубежом, чаще всего вы будете задавать именно общие вопросы - это удобный способ убедиться, что вы все поняли правильно, или подтвердить дату, время, место встречи, адрес отеля и так далее. Вам необходимо отрабатывать образование всех видов английских вопросов на лингвотренажере на The Рresent Indefinite Tense. После материала этого урока, обязательно позанимайтесь на лингвотренажере:
Я хочу, чтобы вы задали общий вопрос к следующему предложению. Напомню, что, в зависимости от типа глагола-сказуемого (глагол-связка, глагол действия или модальный глагол), способы образования общих вопросов в английском языке будут существенно различаться:
My mother and friends enjoy following our blog as my fiancee and me travel across Northern Italy. - Моя мама и друзья с удовольствием следят на нашим блогом (дословно: наслаждаются следованием нашего блога) по мере того, как мы путешествуем по северной Италии.
Does my mother and friends enjoy following our blog as my fiancee and me travel across Northern Italy?
Ответ правильный!
Поздравляю! Мои курсы английского онлайн явно проходят для вас не зря! Вы выбрали совершенно правильный вариант несмотря на массу подводных камней в этом предложении:
Во-первых, отлично, что вы не стали делить сложноподчиненное предложение на два простых, и пытаться задавать два отдельных общих вопроса к каждому из них. Помните, на своих курсах английского онлайн я говорил вам о том, что в таких случаях мы имеем дело именно со сложноподчиненным предложением, в котором только одно предложение является главным: my mother and friends enjoy following our blog - именно к этому предложению мы и будем задавать вопрос. А вот второе простое предложение as my fiancee and me travel across Northern Italy выполняет функцию гигантского обстоятельства времени и выражено придаточным обстоятельственным предложением времени. То есть все придаточное предложение выполняет роль второстепенного члена к главному предложению - роль обстоятельства времени (когда они наслаждаются наши блогом? - когда мы путешествуем по северной Италии).
Общее правило образования вопросов к английским сложным предложениям звучит следующим образом: если задается вопрос к сложносочиненному предложению, то есть к предложению, собранному из нескольких отдельных равноправных простых предложений, то сложносочиненное предложение разделяется на отдельные простые предложения, и уже к каждому простому предложению задается отдельный вопрос - причем, если простые предложения построены по разным схемам, то, соответственно, и вопросы будут разных конструкций.
Если же мы задаем вопрос к сложноподчиненному предложению, то есть к такому сложному предложению, в котором имеется только одно главное предложение, передающее основную мысль, а придаточные предложения всего лишь заменяют второстепенные члены, то вопрос задается только к главному предложению, а все сложноподчиненное предложение в целом сохраняет своей единый вид. То есть при образовании общего вопроса к сложноподчиненному предложению мы игнорируем придаточное предложение и занимается только главным - только главное предложение и будет стоять в вопросительной форме.
В данном случае в вопросительной форме будет стоять только первое предложение my mother and friends enjoy following our blog, в котором my mother and friends - это подлежащие с определением в виде притяжательного местоимения, enjoy - глагол действия в личной форме в функции сказуемого, following - прямое дополнение выраженное герундием (что делание?) и our blog - прямое дополнение к герундию following (герундий в английском языке - это и существительное и глагол одновременно, как глагол герундий может принимать прямые дополнения, поэтому по-русски мы скажем следование кому? чему? блогу, а по-английски мы скажем следование кого? что? блог).
Во-вторых, в этом предложении сказуемое выражено глаголом действия enjoy - наслаждаются, так как в английском языке глагол-сказуемое согласуется по числу и лицу с ближайшим к нему подлежащим, а в утвердительном предложении ближайшим подлежащим к сказуемому enjoy является существительное во множественном числе friends. Логично было бы предположить, что если глагол-сказуемое enjoy используется без окончания -s, то и вопрос будет задаваться с использованием вспомогательного глагола do. На первый взгляд все очень логично: глагол-сказуемое в утвердительном предложении стоит в форме Present Indefinite без окончания -s, следовательно, вспомогательный глагол do перенимает все признаки числа и лица у смыслового глагола, и также стоит в своей словарной форме. Мы хорошо помним, что форма does используется при образовании вопросов только в том случае, если смысловой глагол действия в утверждении имел окончание третьего лица единственного числа -s.
Но не все в этой жизни так просто, как нам того бы хотелось: дело в том, что в главном предложении имеются два однородных подлежащих mother и friends. Надеюсь, что мои курсы английского онлайн научили вас не попадаться в такие ловушки: дело в том, что мы привыкли, что в русском языке глагол-сказуемое согласуется с общим числом подлежащих, например, карандаш и ручка лежат на столе - оба русских подлежащих употреблены в форме единственного числа, однако в сумме-то предметов два, поэтому глагол стоит в форме множественного числа лежат. В английском языке глагол-сказуемое согласуется с ближайшим к нему подлежащим: five pencils and a pen is at the table или five pencils and a pen lies at the table - и в случае с глаголом-связкой и в случае с глаголом действия мы используем формы единственного числа - is и lies (обратите внимание на окончание единственного числа -s). Поменяем местами однородные подлежащие и получим: a pen and five pencils are at the table или a pen and five pencils lie at the table.
В утвердительном предложении глагол enjoy - наслаждаться действительно стоит в форме множественного числа без окончания -s, потому что ближайшее к нему подлежащее - friends - друзья - также стоит в форме множественного числа. Но, мы хорошо помним, что в вопросах все грамматические признаки, в том числе окончание -s, переходят со смыслового глагола на вспомогательный, и в вопросе, как мы видим, ближайшим подлежащим к вспомогательному глаголу do является существительное mother - мама, и это существительное стоит в форме единственного числа, так как обозначает одного человека.
Таким образом, число вспомогательного глагола do определяется числом существительного mother - мама, которое употребляется без каких-либо признаков множественного числа да и вообще не может стоять во множественном числе, вряд ли одного человека одновременно родили несколько женщин. Соответственно do нужно поменять на форму does.
Do my mother and friends enjoy following our blog as my fiancee and me travel across Northern Italy?
Ответ неверный!
Отлично, курсы английского онлайн делают свое дело, так как вы почти правильно образовали общий вопрос, обойдя массу подводных камней, но все-таки напоролись на последний риф:
Меня очень порадовало, что не вы не стали разделять сложное предложение на два простых, и задавать вопросы к каждому из простых предложений по отдельности. Разделять нужно только сложносочиненные предложения, состоящие из нескольких равноправных простых предложений, соединенных в одно целое, - фактически, сложносочиненные предложения так и остаются суммой простых предложений с той лишь разницей, что простые предложения разделяются не точками, а запятыми.
Но в данном примере на курсах английского онлайн мы имеем дело со сложноподчиненным предложением, в котором только одно простое предложение является главным и передает основную мысль: my mother and friends enjoy following our blog - именно к этому предложению мы и будем задавать вопрос, а второе предложение as my fiancee and me travel across Northern Italy мы проигнорируем, и просто допишем к вопросу в неизменном виде. Оно является придаточным обстоятельственным предложением времени или образа действия (можно истолковать и так и так), и, как и все придаточные предложения, выполняет роль второстепенного члена по отношению к главному предложению - в данном случае это большое обстоятельство времени (если мы задаем вопрос когда?) или образа действия (если мы задаем вопрос как?).
Общее правило образования общих вопросов к сложным предложениям в английском языке звучит следующим образом: когда мы задаем вопрос к сложносочиненному предложению, то есть к предложению, состоящему из нескольких равноценных простых предложений, то сложное предложение разделяется на отдельные простые предложения, и уже к каждому простому предложению задается отдельный вопрос; если же мы задаем вопрос к сложноподчиненному предложению, то есть к такому сложному предложению, в котором есть только одно главное предложение, а придаточные предложения выполняют функции второстепенных членов к этому главному предложению, то вопрос задается только к главному предложению, а сложноподчиненное предложение сохраняет свою целостность в вопросительной форме. То есть при образовании общего вопроса мы начисто игнорируем придаточное предложение и занимается только главным предложением - только главное предложение будет поставлено в вопросительную форму.
То есть нужно было задавать вопрос только к главному к предложению my mother and friends enjoy following our blog, что и было сделано совершенно верно. В этом предложении my mother and friends - это два подлежащих с общим определением в виде притяжательного местоимения, enjoy - глагол действия в личной форме в функции сказуемого, following - прямое дополнение выраженное герундием (что делание?) и our blog - прямое дополнение к герундию following (герундий в английском языке - это и существительное и глагол одновременно, как глагол герундий может принимать прямые дополнения, поэтому по-русски мы скажем следование кому? чему? блогу, а по-английски мы скажем следование кого? что? блог).
Так как в утвердительном предложении сказуемое выражено глаголом действия enjoy - наслаждаются, то вопрос должен быть задан при помощи вспомогательного глагола do. На первый взгляд все проще пареной репы: глагол-сказуемое в утвердительном предложении стоит в форме Present Indefinite без окончания -s, следовательно, вспомогательный глагол do также должен стоять в своей основной форме. Мы знаем, что форма does используется только в том случае, если смысловой глагол в утверждении имел окончание третьего лица единственного числа -s.
Но вы, по всей видимости, ориентировались на следующее правило, также изученное нами на курсах английского онлайн: если главном предложении два однородных подлежащих family и friends, то глагол-сказуемое согласуется с тем из них, которое ближе к нему стоит. Английские правила согласования числа нескольких подлежащих с глаголом-сказуемым противоположны аналогичным правилам в русском языке: в русском языке глагол-сказуемое согласуется с общим числом подлежащих, например, карандаш и ручка лежат на столе - оба русских подлежащих употреблены в форме единственного числа, однако в сумме-то предметов два, поэтому глагол стоит в форме множественного числа лежат. В английском языке глагол-сказуемое согласуется с ближайшим к нему подлежащим: five pencils and a pen is at the table или five pencils and a pen lies at the table - и в случае с глаголом-связкой и в случае с глаголом действия мы используем формы единственного числа - is и lies (обратите внимание на окончание единственного числа -s). Поменяем местами однородные подлежащие и получим: a pen and five pencils are at the table или a pen and five pencils lie at the table.
В утвердительном предложении в нашем примере глагол enjoy - наслаждаться стоит в форме множественного числа без окончания -s, потому что ближайшее к нему подлежащее - friends - друзья - стоит в форме множественного числа. Однако, как мы знаем, в вопросах все грамматические признаки, в том числе окончание -s, переходят со смыслового глагола на вспомогательный, и в вопросе, как мы видим, ближайшее подлежащее к вспомогательному глаголу do - это существительное my mother - моя мама.
Таким образом, число вспомогательного глагола do определяется числом существительного mother - мама, которое употребляется без каких-либо признаков множественного числа. И, соответственно, согласно этому правилу английской грамматики вы решили поменять форму глагола do на does, так как теперь он относится к слову mother.
Повторим еще раз то, что мы изучили на курсах английского онлайн: когда вы образуете вопрос в Present Indefinite, вы добавляете в предложение вспомогательный глагол do. Если при этом в предложении было несколько подлежащих, то в утвердительной форме число смыслового глагола-сказуемого согласовывалось с последним подлежащим, так как в утвердительной форме в Present Indefinite глагол-сказуемое несет на себе все грамматические признаки лица и числа. Однако, стоило вам задать вопрос и добавить в начало предложения do, как все грамматические признаки перешли на вспомогательный глагол. Следовательно, согласование изменяемого глагола (в вопросе это будет уже вспомогательный глагол do) будет происходить с первым - ближним к нему - подлежащим. Если первое и последнее подлежащие отличались формой числа, то и глаголы в утвердительной и вопросительной формах будут стоять в разных числах. При наличии нескольких однородных подлежащих, в утвердительном предложении глагол согласуется с последним подлежащим, а в вопросительном предложении - с первым подлежащим.
Это же самое правило распространяется и на предложения с глаголом-связкой - правда, в этом случае будет меняться форма самого глагола-связки, сравните утверждения: Five pencils and a pen is at the table или Five pencils and a pen lies at the table и вопросы: Are five pencils and a pen at the table? или Do five pencils and a pen lie at the table? И наоборот: A pen and five pencils are at the table или A pen and five pencils lie at the table и вопросы: Is a pen and five pencils at the table? или Does a pen and five pencils lie at the table?
Does my mother and friends enjoy following our blog? Do my fiancee and me travel across Northern Italy?
Ответ неверный!
Очень досадная ошибка, так как эту ловушку мы разбирали на моих курсах английского онлайн всего несколько дней тому назад. Если рассматривать эти два вопроса как отдельные не связанные между собой предложения, и ориентироваться на правила образования общих вопросов в Present Indefinite к простым предложениям в английском языке, то оба вопроса составлены безупречно. Вы правильно определили, что в обоих предложениях содержится указание на действие, которое совершается подлежащим: my mother and friends enjoy - моя мама и друзья наслаждаются и my fiancee and me travel - мы путешествуем.
Мы помним, что в двух английских временах - The Present Indefinite Tense (как в данном примере) и в The Past Indefinite Tense (тоже самое, только в прошедшем) - в утвердительных предложениях с глаголом-действия вспомогательный глагол отсутствует, а все признаки времени, лица и числа передаются смысловым глаголом, который и меняет свою форму. Для образования вопросов в этих временах используется дополнительный вспомогательный глагол do, который добавляется в вопрос и принимает на себя все признаки времени, лица и числа: форму does в третьем лице единственного числа и форму did в прошедшем времени. В данном случае первое подлежащее my mother стоит в форме единственного числа, второе подлежащее my friends стоит в форме множественного числа, следовательно, глагол-сказуемое будет согласовываться с ближайшим к нему подлежащим. В первом утвердительном предложении глагол-сказуемое enjoy согласуется с подлежащим friends и поэтому употребляется без окончания -s. Однако при образовании вопроса все грамматические признаки переходят на вспомогательный глагол do, следовательно, форма вспомогательного глагола будет согласовываться уже с другим подлежащим my mother, которое стоит ближе всего к вспомогательному глаголу, именно поэтому в вопросе мы будем использовать форму does.
Во втором предложении оба подлежащих (my fiancee and me) стоят в форме единственного числа, поэтому поначалу возникает искушение поставить вспомогательный глагол в форму единственного числа - does перед fiancee. Однако, с другой стороны, и я и моя невеста путешествуем вместе, то есть оба подлежащих можно заменить одним местоимением we - мы - следовательно, в признаке множественного числа нет никакой необходимости.
У многих учеников возникает вопрос: а на каком, собственно, основании my fiancee and me мы объединяем в одну группу и заменяем на местоимение we - мы и объединяем в одну группу, а, например, my mother and friends рассматриваем как два разных подлежащих и почему-то не объединяем их в группу мои близкие. Субъективно, различие достаточно очевидно: все-таки молодой человек и его невеста - это единое целое, путешествующее по Италии, то есть это группа лиц, совершающих действия совершенно синхронно, в то время, как мама и друзья - это две разных сферы жизни человека, мама не входят в категорию друзей. Согласен, что такое деление очень субъективно, но именно для этого мы и выполняем лингвотренажеры, - я хочу, чтобы в ходе выполнения лингвотренажеров у вас выработалось такое чувство.
Каждый из простых вопросов по отдельности задан совершенно правильно, но в сумме получилась полная ерунда. Почему?! Дело в том, что такой способ образования двух разных вопросов на основе одного сложного предложения можно использовать только в том случае, если предложение сложносочиненное, то есть имеет в своем составе несколько равнозначных простых предложений, каждое из которых передает свою отдельную мысль. Однако этом случае мы задаем вопрос к сложноподчиненному предложению, то есть к сложному предложению, которое имеет одно главное предложение, выражающее основную мысль, и придаточное предложение, которое подменяет один из второстепенных членов главного предложения - в данном случае обстоятельство времени (когда? - по мере того, как мы едем по северной Италии). Сложноподчиненное предложение - это простое предложение, передающее одну-единственную мысль, просто отдельные второстепенные члены в таком сложноподчиненном предложении выражаются не отдельными словами или словосочетаниями, а целыми придаточными предложениями. Поэтому, при образовании вопроса к сложноподчиненному предложению, вы задаете вопрос к простому предложению - один-единственный вопрос к главному предложению - а все придаточные предложения копируются из утвердительного предложения в вопросительное без каких-либо изменений.
При образовании вопроса к сложноподчиненному предложению нужно было сосредоточиться на главном предложении, выражающем основную мысль: my mother and friends enjoy following our blog. Придаточное условное предложение, указывающее время совершения действия - as my fiancee and me travel across Northern Italy - мы игнорируем. В вопросительную форму мы ставим только первое предложение, причем тип главного предложения - с глаголом-связкой или с глаголом-действия - вы определили совершенно верно.
Как поправить сделанный неверный вариант? Первое главное предложение оставляем без изменений: do my mother and friends enjoy following our blog, убираем знак вопроса после первого предложения (так как делить сложноподчиненное предложение на два нельзя) и дописываем вторую половину из утвердительного предложения - образца: as my fiancee and me travel across Northern Italy. |